• Skip to primary navigation
  • Skip to main content
  • Skip to primary sidebar
  • Skip to footer

Журнал Государственный Эрмитаж

Журнал "Государственный Эрмитаж"

  • Главная
  • О НАС
  • СОБЫТИЯ
    • Журнал можно встретить
  • Читать
  • Купить
    • Витрина
    • Корзина
    • Правила оплаты и возврата товара
    • Доставка
    • Реквизиты
    • Политика конфиденциаль-ности
    • Купить оффлайн
  • Рекламодателям
    • Медиа-кит
    • Технические требования
    • Контакты для рекламодателей
  • Контакты

Как смотреть на разнообразие

Все смешалось в мировом доме. Европа объявила о провале политики мультикультурализма. Это торжественное заявление породило волны ксенофобии, популистского национализма и, что очень важно для судеб человечества, — примитивность подхода к картине мира. Разнообразие понимается как избыточность, притом — избыточность вредная.

С другой стороны, большая часть мира, давно приученная к европейским традициям равноправия культур, готова этот мультикультурализм отстаивать. Для них это — сохранение самобытности в условиях глобализма. Ее хочется сохранять даже ценой изоляции. Диалог культур может перерасти в конфликт культур, и именно — культур, что очень страшно.

Мир в опасности, и нужно искать набор рецептов для его излечения. Один из рецептов — музей, особенно энциклопедический, такой как Эрмитаж. Музей превращает подчеркнутое ощущение разницы — в удовольствие, эстетическое и познавательное. Так он снимает конфликт различия. Именно для этого музей собирает все разное, изучает его особенности, реставрирует и восстанавливает. Изучение ведет к интерпретации и делает экспонаты понятными — и потому приемлемыми для чужих культур.

Крестоносцы, восхищенные иракской лампой из горного хрусталя, привезли ее в Европу. Их потомки реинтерпретировали ее, украсив маньеристическими фигурками с морской символикой. Академические педанты Эрмитажа разделили азиатскую и европейскую части памятника. А теперь передумали и соединили вместе, рассказывая о механизме взаимодействия культур. Именно такой рассказ стоит за статьей о произведенной в Эрмитаже блестящей реставрации лампы. Подобные истории стоят за многими выставками и реставрационными подвигами, о которых рассказывает наш журнал.

Конечно же, универсальный музей, стараясь быть беспристрастным, не может полностью отвлечься от своих традиций. Эрмитаж, как известно, — мировая культура в русской оболочке. Но это не мешает радоваться разнообразию. У него есть и практический, немножко грубый аспект. Не нравится это — пожалуйте сюда, туда, на другую выставку, в другую экспозицию. Это, на самом деле, — практика музея. Публика приходит и приезжает к нам очень разнообразная, и мы стараемся, чтобы одновременно для всех было что-то близкое по вкусу. Но, обращаясь к понятному и приемлемому, посетитель невольно видит и другое. Это — такое ненавязчивое воспитание, на которое зритель иногда обижается. На самом деле он незаметно обогащается, и обогащается безмерно.

Мы стараемся представлять разнообразие с разными уровнями сложности. Массово популярный Сальвадор Дали задает у нас вопрос о роли его родной природной и человеческой среды в формировании сюрреализма. Несколько блестящих примеров последних реставраций зовут задуматься о том, в чем на самом деле ее задачи: «сделать красиво» или узнать тайну. Есть повод поразмышлять и о самостоятельной ценности старинной копии. Редкостные шедевры прикладного искусства, поразившие Париж, удивительная коллекция часов, полная тайн уходящего и возвращающегося времени. Костюмы петербургского модерна, модели великого Мариано Фортуни, роскошные дамы Джованни Болдини… Самые разные аспекты содержания и формы, открытые для самых разных эстетических и интеллектуальных вкусов.

Роскошь императорских фарфоровых сервизов перекликается с суровостью и строгостью культурного наследия Армении. Великий Орхан Памук беседует с читателем на фоне произведений петербургских аутистов и крупнейшей частной коллекции японских эмалей.

Серия эссе и ряды картинок с мистическим придыханием рассказывают о городской архитектуре, ее красотах и возможных катастрофах. Это уже не экспозиция музея. Это — сам Журнал. Он готовит читателя к следующему номеру — рассказу о Русской революции.

В Эрмитаж нужно ходить часто, журнал наш полезно читать постоянно. Тогда впечатления будут полными и интересными для дискуссии, которая в нашем то ли мульти-, то ли в однокультурном обществе часто идет в странных направлениях и с обидной для духа культуры нервозностью.

Михаил Пиотровский
18 мая 2017 года, День музеев

Колонка Михаила Пиотровского для #24 выпуска журнала

Фото: Юрий Молодковец

25.05.2017

Primary Sidebar

ПАРТНЕРЫ

Государственный Эрмитаж

Фонд Эрмитаж XXI век

незримое искусство. расширяя границы возможного

TelegramPinterestВконтакте

АРХИВ СТАТЕЙ

Подпишитесь на нашу рассылку

Узнавайте о главном в мире искусства прямо из своей почты!

Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
« Дек    

Footer

© Фонд «Эрмитаж XXI век»
191186, Россия, г. Санкт-Петербург,
наб. реки Мойки, д. 11, пом. 62
Tел.: +7 (812) 904-98-32
office@hermitagefound.ru

Журнал «Государственный Эрмитаж»