#000000 — номер черного цвета в международной системе кодирования цветов RGB. Абсолютный ноль означает полное отсутствие светового потока. А там, где нет света, — вечная тьма. Эта оппозиция четко сформулирована в христианстве: до того как Бог создает Вселенную и свет, все погружено во тьму (аналогичные представления о создании мира из тьмы есть и в других религиях). Однако за черным цветом закреплена не только символика абсолютного небытия, страха или отсутствия божественного света. Черное одеяние монахов, ради жизни вечной «умирающих» для земной, мирской жизни, — это знак грядущего преображения тьмы в побеждающий свет. Траурный черный напоминает о том, что одежды станут белыми в будущем веке. Кроме того, именно черный и его производные стали основными цветами протестантства, ради аскезы и умеренности боровшегося с расточительностью и роскошью.
В миру черный цвет одежды постепенно становился свидетельством праведности и благочинности, а следовательно, особого достоинства. Начиная со Средних веков в черное переоделись судьи и особо уполномоченные персоны. К концу XVI столетия черный носили почти все европейские монархи, а в XVII веке черное платье стало отличительным знаком аристократии и вообще высокого положения в обществе. И вот тут использование черных тканей, оказывается, связано уже с совершенно другими обстоятельствами. Взгляните на портреты Рубенса, Рембрандта и других мастеров XVII века. Перед нами бесконечная вереница роскошных иссиня-черных нарядов, на фоне которых особенно эффектно выделяется тончайшее белое кружево воротников и манжет. Безусловно, черная ткань практична — она не маркая. Но и представители высшего сословия не занимались тяжелыми, грязными («черными») работами. Протестантская сдержанность и атрибуты Реформации здесь тоже не единственный фактор. Дело в том, что цены на хорошие черные ткани в XVII веке были баснословно высокими. Причина заключалась даже не в красителе (хотя некоторые пигменты, например из кампешевого дерева, привезенного испанцами из Южной Америки, стоили дорого). Чтобы достичь стабильного однородного тона, нужно было прокрашивать сукно и бархат до семи-девяти раз, краски требовалось очень много. К тому же черная ткань выгорала на солнце и пылилась, а значит, в таком платье нельзя было подолгу ходить в городе. Человек, который надевал черный костюм, демонстрировал, что он может позволить себе купить роскошное платье, что он не боится испачкать его, поскольку, скорее всего, мало ходит пешком. Серьезный, нравоучительный черный цвет превратился в знак социального отличия, маркер повседневной моды.
Ксения Малич