Тема дуэлей — часто встречающийся сюжет приключенческих романов, исторических произведений, а также серьезной драматической литературы. В детстве, читая книги Александра Дюма, мы романтизировали дуэли. В произведениях русских классиков столкнулись с более серьезными социальными и психологическими проблемами таких поединков. Каждый человек, воспитанный в традиции русской культуры, знаком и с национальной трагедией: два классика литературы, практически создатели «культурного кода» — Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов, — трагически погибли на дуэлях.
Выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» рассказывает о зарождении практики дуэлей, их предпосылках, развитии дуэльного оружия и, наконец, о месте русских дуэлей в контексте общеевропейской традиции.
История дуэлей показана с помощью портретов, образцов холодного и огнестрельного оружия XVI–XIX веков, предметов быта и искусства этого времени. Экспонаты происходят из коллекций Государственного Эрмитажа, Музеев Московского Кремля, Центрального военно-морского музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музея-заповедника Царское село, Российской Национальной библиотеки.
Почему выставка так называется? Этот вопрос задают нам часто, и ответ на него требует некоторых рассуждений. Во времена античности никаких дуэлей, в современном их понимании, не было. Тем не менее эпоха Ренессанса — время зарождения дуэлей — в своей дискуссии вокруг дуэльной практики обращалась к образам Древней Греции и Рима. Поединок Ахилла и Гектора, Горациев и Куриациев, бои гладиаторов — все эти темы приводились в пример многими авторами фехтовальных трактатов и сочинений, затрагивающих тему дуэлей. На выставке представлены как подлинные античные вещи, так и предметы вооружения и прикладного искусства эпохи Ренессанса, вдохновленные античностью.
БОЖИЙ СУД
Различные виды поединков были распространены в Европе еще в раннее Средневековье. Одним из факторов, повлиявших на появление дуэли в эпоху Ренессанса, является практика Божьих судов, ведущих свое происхождение от традиций варварских раннесредневековых государств. Идею о том, что победу в бою боги даруют не сильному, а правому, хорошо в понимании средневекового человека демонстрировала библейская история о Давиде и Голиафе.
Также не будем забывать о рыцарских поединках на турнирах, тем более что в конце XV — начале XVI века появилась практика пеших схваток двух участников. Были разработаны специальные доспехи для пешего турнирного боя, которые также представлены на выставке.
В эпоху позднего Средневековья сложилась традиция военных поединков: во время войны благородные рыцари, которые хотели доказать свою храбрость, искали противника в стане врага, чтобы сразиться с ним в честном бою, подобно античным героям. Коронованные рыцари — Франциск I и Карл V — обменялись несколькими вызовами на подобные поединки, которые, впрочем, так и не состоялись.
ВОПРОСЫ ЧЕСТИ
Но эпоха рыцарей вместе с турнирами и Божьими судами уходила в прошлое, и бурный XVI век стал родоначальником новой концепции поединка — дуэли. По сравнению со средневековыми боями дуэль имела принципиальное отличие: если Божьи суды и турниры были одобрены властями, то дуэль была незаконна, а дуэлянты решали на ней вопросы чести. По мнению человека «благородного сословия», король своей властью не мог ни наделить человека честью, ни отнять ее, а значит, и решать такой вопрос нужно было в частном порядке.
Местом появления дуэлей считается Италия, а именно Неаполитанское королевство, в то время давшее приют многочисленным наемникам, которые решали свои противоречия с помощью оружия. Такие схватки получили название «поединок в кустарнике» («duello alla mazza») или «поединок на манер животного» («bataille en bestes brutes»), чем подчеркивалась дикость и беззаконие происходящего.
Из Италии к середине XVI века дуэль распространилась в другие страны Европы. Особо плодотворную почву для них предоставила Франция, обуреваемая со второй половины XVI века гражданскими войнами. Страна была буквально охвачена дуэльной лихорадкой. Дрались все — военные, поэты, историки, ученые. Популярность дуэлей во многом связана с кризисом дворянства, протестом против массового аноблирования простолюдинов, борьбой за свои веками сложившиеся привилегии, на которые покушалась королевская власть, и одновременно с крайней слабостью этой самой власти. Французские короли и министры вели безуспешную борьбу с дуэлями, которая усугублялась еще и тем, что правители одной рукой подписывали эдикты против дуэлей, а другой — помилования дуэлянтам. И хотя Король-солнце провозгласил себя победителем дуэлей, даже в XVIII–XIX веках дуэли во Франции происходили постоянно
Разумеется, дуэли были популярны не только во Франции. В Англии дуэли получили бурный расцвет со второй половины XVII века. В XVIII–XIX веках на дуэлях дрались в разное время действующие премьер-министры, в США — конгрессмены и сенаторы.
Надежда Бискуп
*** Иллюстрации и полный текст статьи — в выпуске №42 журнала «Государственный Эрмитаж»
