В июне 2025 года Александринский театр завершает свой 269-й сезон, значительная часть которого, также как и предыдущего, прошла под знаком Мейерхольда — в честь 150-летия со дня рождения великого режиссера-новатора.
На Новой сцене эти театральные сезоны были названы «Мейерхольдоведение». Программа включала три фестиваля, кросс-культурные и междисциплинарные проекты.

Александринский — первый национальный драматический театр России — хранит в своих стенах всю историю российского театра. На протяжении веков, и сегодняшний день не исключение, здесь создаются важнейшие произведения национальной сцены.
Особое место в истории театра занимает имя великого режиссера и реформатора Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1974–1940). Здесь он работал с 1907 по 1917 год, поставил 19 спектаклей, в том числе такие шедевры, как «Дон Жуан» и «Маскарад», ставший в феврале 1917 года последним спектаклем Российской империи и одним из самых гармоничных спектаклей в истории мирового театра. «Маскарад» Мейерхольда имеет для Александринского театра такое же значение, как «Чайка» для Московского художественного театра или «Принцесса Турандот» для Театра им. Евг. Вахтанова.
В Санкт-Петербурге у Всеволода Мейерхольда много адресов (последний — в доме на набережной Карповки, где он был арестован в июне 1939-го). Но именно Александринский театр по праву называют его главным домом.
ЧУЖОЙ ТЕАТР

Фото: © Александринский театр, Санкт-Петербург, 2025
Официальная дата рождения В. Э. Мейерхольда — 28 января (9 февраля) 1874 года. Сам же он всегда отмечал свой день рождения 10 февраля. В 2024 году, в день юбилея, живым памятником Мейерхольду стал спектакль Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр». Основа текста постановки — стенограмма общего собрания коллектива ГосТИМа в декабре 1937 года. Это собрание было созвано по следам статьи П. М. Керженцева «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда», и проходило в театре на протяжении трех дней. Сегодня мы знаем, что именно эта статья дала знак к началу уничтожения Театра имени Мейерхольда, а затем и самого мастера. В спектакле показана начальная точка этого пути: коллективное обсуждение, а фактически — осуждение режиссера актерами труппы и всеми работниками театра. Личные недовольства, ущемленные самолюбия, творческие разногласия… все эти мотивы обвинений — как нелепых, смешных, так и разумных, вполне обоснованных — высказываются прямо, без обиняков в лицо мастеру.
Реальные диалоги почти вековой давности, казалось бы, должны погрузить зрителя в театр документальный, «свидетельский». Но в плотную ткань бытового, острохарактерного театра Валерием Фокиным мастерски вплетены сцены воспоминаний, фантазий самого Мейерхольда. Благодаря этому конфликт поднимается до обобщений, затрагивая извечные вопросы: взаимоотношения художника и общества, возможность компромисса между творческой необходимостью и человеческой справедливостью, мера ответственности художника перед самим собой и перед теми, кто пошел за ним…
КАБАРЕ

Фото: © Александринский театр, Санкт-Петербург, 2025
В историческом здании Александринки, у самой квадриги Аполлона на аттике главного фасада, выпущен и спектакль Кирилла Люкевича «Кабаре им. Мейерхольда». Авторы этой постановки обращаются и к биографии, и к легенде о мастере. Это документальная фантазия в жанре кабаре.
В литературной основе пьесы — документальные свидетельства, воспоминания, беллетристика. Среди действующих лиц рядом с Мейерхольдом — Станиславский, Немирович-Данченко, Чехов, Маяковский, Есенин, Шаляпин, Булгаков и другие не менее известные современники. Жизнь от рождения до трагической гибели, театральные поиски — всё это сюжеты «Кабаре им. Мейерхольда». История меняющегося времени — от Серебряного века к эпохе революции и становления советской власти, роковых поворотов судьбы и даже борьбы героев «со страшными злодеями» — рассказана с использованием масок, кукол и эксцентрических номеров. В документальный ряд включены видеоматериалы упражнений по биомеханике: «Толчок ногой в плечо коленопреклоненной фигуры», «Стрельба из лука», «Удар кинжалом», «Игра с камнем». Премьера спектакля прошла в рамках юбилейной программы к 150-летию В. Э. Мейерхольда.
МАСКАРАД

Фото: © Александринский театр, Санкт-Петербург, 2025
Живой легендой, одной из самых мощных постановок современной сцены, своего рода визитной карточкой Александринского театра стал созданный в 2017 году — к 100-летию со дня премьеры спектакля «Маскарад» Всеволода Мейерхольда — спектакль Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего».
Историко-документальная реконструкция фрагментов сценического текста 1917 года, визуальные образы и мизансценические мотивы постановочной партитуры «Маскарада» Мейерхольда, максимально точно воссоздавая сценографически, музыкально и ритмически спектакль великого режиссера, предлагает современным зрителям отправиться в уникальную экспедицию в прошлое. Современные художественные и технологические театральные приемы дают возможность возродить один из самых прекрасных и гармоничных спектаклей прошлого. Частью сценического решения стала новая жизнь знаменитой коллекции театральных костюмов и бутафории «Маскарада» 1917 года, воссозданной по эскизам А. Я. Головина.
ЭТЮДЫ БИОМЕХАНИКИ
Почти сто лет назад в Московской консерватории Вс. Мейерхольд представил доклад об «актере будущего», где его ученики под музыку Скрябина демонстрировали «этюды биомеханики».
«Часто на тренировочных занятиях по ритмической гимнастике, танцу или акробатике в зале появлялся Мейерхольд. Он входил в дверь в наброшенной на плечи зелёной солдатской шинели. <…> В зале всегда была невысокая температура. Нам, молодёжи, да ещё усиленно двигавшейся, это не мешало. Мейерхольд садился к изразцовой печке, потягивал махорочную самокрутку (ему единственному разрешалось курить) и смотрел на нас, как бы изучая каждого. Таким он и запомнился мне, одиноко сидящим у кафельной печки… Он наблюдал за своим выводком. Был он похож на серого доброго волка. Серые глаза, серые волосы, серый френч. Глаза пристально изучающие, добрые и холодные. Но вот он скидывает шинель. Прерывает наши занятия — пора практически переходить к биомеханике. Ставит посреди комнаты стол. Выбирает ученика покрепче… Подводит к столу. Опирает руки ученика за его спиной на край стола. Испытывает его способность к рессорности и отходит, попросив ученика быть внимательным. Вот у него зарождается намерение. Он, как говорят в боксе, группируется и крадущейся походкой направляется к фигуре, опёршейся руками на стол. Прыжок — и Мейерхольд оказывается на плечах у ученика. <…> Затем он заводит правую руку за свою спину, достаёт воображаемый нож. Делает движение, наносящее рану по горлу, сползает на пол и отбегает в сторону.
Это упражнение произвело на нас впечатление фокуса. По возрасту Мейерхольд годился нам в отцы. Его ловкость и юношеская собранность поразили нас. <…> Через месяц это упражнение делали все ученики».
Гарин Э. П. С Мейерхольдом: Воспоминания. М.: Искусство, 1974.
Команда проекта «Лаборатория новых медиа» Новой сцены обратилась к принципам биомеханики — системы упражнений, направленных на развитие физической подготовки тела актера, и подготовила перфолекцию: не просто лекцию, а уникальный перформанс, в котором медиахудожник и перформер на сцене открывают новые горизонты понимания человеческого движения, — «Биомеханика VR». Новая сцена запустила серию перформансов перед спектаклями. Каждый из них задавал вопросы, переосмысливал, присматривался, комментировал, пытался отрефлексировать творческие практики Мейерхольда.
ПАМЯТЬ

В двухлетней программе, наполненной спектаклями, лекциями, творческими встречами, был особенный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения внучки Мейерхольда Марии Алексеевны Валентей (1924–2003), добившейся политической реабилитации своего деда и вернувшей имя Мейерхольда в историю и в современную жизнь театра.
А на полпути от исторического здания Александринки к Новой сцене, во дворе Новой сцены, установлен памятник Всеволоду Эмильевичу. В основе этой скульптуры — знаменитый портрет режиссера авторства Бориса Григорьева.
Театральные сезоны, прошедшие в Александринке под знаком юбилея великого мастера сцены, завершились, но логическим продолжением Года Мейерхольда стал Год молодой режиссуры. Потому что память о Мейерхольде в Александринском театре в первую очередь — живая.