Партнерство главного музея России и крупнейшей российской розничной сети мы назвали «Искусство жить». Это — соединение двух миров: музейного, неиссякаемого источника прекрасного, и ретейла, отражающего и опережающего новейшие проявления культуры. Еда, ее производство, торговля ею, личные предпочтения и дружеские застолья, праздники: вечные темы, которые привлекали художников на протяжении веков.
Вместе с Эрмитажем мы сможем сделать искусство более доступным для каждого, объединить людей вокруг прекрасного и в диалоге с ним по всей России. Наша миссия — трансляция впечатлений и смыслов высокого искусства в массовую культуру, изменение мира к лучшему. Что мы демонстрируем этим? Думаю, ретейл плюс культура рождают новую формулу в развитии глобальной экосистемы. «Искусство жить» — большой шаг в направлении лидерства нашей с Эрмитажем общей глобальной просветительской экспансии красоты и смысла, цель которой — выйти за рамки привычного, учиться самим и учить наших потребителей новому восприятию окружающего мира.
«Магнит» является стратегическим партнером Государственного Эрмитажа уже третий год. В этом сотрудничестве нас объединяют и будут объединять общий план и способ действий, а главное — модель поведения, которую мы вместе транслируем обществу. Она подразумевает лидерство в построении диалога с окружающим миром, создание инновационных образовательных продуктов и новых музейных проектов в процессе этого сотрудничества. «Стратегия» с древнегреческого переводится как «искусство полководца». Языком искусства и доступным нам богатым языком вещей мы вместе рассказываем об эволюции общественных и экономических правил, технологий, социальных практик, культуры потребления и ее презентации.
В 2023 году «Магнит» в партнерстве с Эрмитажем выпустил эксклюзивную новогоднюю серию товаров к праздничному столу: шоколад, зефир, конфеты, кофе и чай. В оформлении упаковки были использованы изображения и описания шедевров мировой живописи из коллекции музея (Эжена Делакруа, Жан-Марка Натье, Яна Порселлиса и др.). Эрмитажная серия праздничных продуктов стала проводником смысла, транслировала особое сообщение для покупателей, представляла нас по-новому, как важного и значительного партнера больших музейных инициатив. Проект безусловно удался. Он удивил и нас, и потребителей и, надеюсь, порадовал Государственный Эрмитаж.
В 2024 году мы выпускаем новую линейку товаров: в преддверии Нового года покупатель увидит другие наши совместные праздничные проекты-творения. И я уверена, что мы сможем так же приятно удивить и потребителя, и самих себя.
Мы демонстрируем, как можно выходить за рамки обыденности. То, что ты буквально несколько часов тому назад видел на выставке в Эрмитаже, можно увидеть и у себя на столе! Как будто узнать и заново придумать то, что ты всегда знал, что было с тобой рядом, наполнить это новым смыслом и красотой.
И конечно же, проект дает возможность «унести Эрмитаж с собой» — частицы впечатлений, образов, памяти, цвета и вкуса. Возможность подумать о смыслах, которые вкладывал в картину художник, прочитали мы в зале музея и о которых задумались, рассматривая картинку на коробке с чаем. Удивительно, но дискуссии об оттенках смысла, возникающих при обсуждении оригинальных полотен, — не одна сотня лет, и мы все — участники этого вечного диалога.
Искусство жить — это искусство быть самим собой. Но и одухотворять свой быт, наполнять жизнь глубокими эмоциями и оттенками.
В коллекции Эрмитажа есть всё, чтобы показать, как торговля была и остается неотъемлемой частью нашей жизни. Полотна великих художников демонстрируют нам красоту, богатство, символику великолепных сочетаний фруктов, овощей, рыбы и дичи, вина, цветов, ваз и кувшинов. Эти богатые столы, лавки, рыбные причалы, букеты и корзины, написанные маслом и акварелью, всегда были предметом любования и коллекционирования.
«Магнит» является лидером современной российской розницы — это обязывает нас заботиться об имидже всей отрасли, крупнейшей в экономике по доле в ВВП и количеству вовлеченных сотрудников. Мы как компания являемся крупнейшим частным работодателем России, поэтому все, что мы делаем, не остается незамеченным. Это большая ответственность и новые возможности.
Опыт сотрудничества с Эрмитажем для нас очень ценен. Это — стратегическое партнерство, открывающее для наших покупателей новые оттенки культуры потребления. Культура потребления здесь ключевое понятие. Оно включает в себя и культуру покупок, и культуру застолий, и культуру приготовления и подачи блюд. Мы являемся агентами влияния на формирование истории потребления — прямо сейчас.
Мы только в начале нашего общего пути. Сделано два масштабных, инновационных проекта — реставрация и выставка картины Яна ван ден Хекке «Роскошный натюрморт» (2023) и выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». В 2024 году компании «Магнит» исполняется 30 лет, и мы надеемся, что сделанное послужит хорошим трамплином для того, чтобы помочь Эрмитажу создать новые масштабные, глубокие, интересные проекты.
Мы надеемся показать наши совместные проекты в регионах, покорить сердца жителей разных уголков России, принести искусство в каждый дом и пригласить россиян прийти и посмотреть на искусство. Это новая формула любви — к себе, к нам, к искусству. Это — притяжение.
Анна Юрьевна Мелешина
управляющий директор розничной сети «Магнит»
Композиция и фото: © Сергей Рябинкин, 2024