Голландские колонисты в советской Сибири
Хайс Кесслер
Что заставило процветающего нидерландского архитектора отправиться в самую глубь Сибири спустя всего четыре года после большевистской революции и кровавой Гражданской войны?
«В 1925 году я получил приглашение принять участие в строительстве на территории Советской России… Покидая Голландию, я с трудом мог представить себе, чего, собственно, от меня ожидают. Моя работа должна была заключаться в том, чтобы построить на огромной девственной территории совершенно новый город, жилье для тысяч семей среди прекрасных лесов. Роскошная природа самим своим видом не могла не вдохновить творческого человека сделать работу на отлично».
Так выдающийся нидерландский архитектор-модернист Йоханнес ван Логхем вспоминал собственное путешествие в сибирский город Кемерово, центр Автономной индустриальной колонии «Кузбасс», которая была основана за несколько лет до описываемых событий.
«На месте уже работали несколько угольных шахт, химический завод, коксовые печи, несколько управляющих контор. Небольшой жилой район поблизости от завода, а за ним — множество землянок, где в чудовищных условиях ютились рабочие. Здесь было основное место моей работы».
Ван Логхем прибыл в Россию по приглашению голландского инженера-строителя Себалда Рутгерса, с которым вместе учился в Делфте. Именно по инициативе Рутгерса, убежденного коммуниста и личного друга Ленина, и была организована Автономная индустриальная колония (АИК) «Кузбасс», располагавшаяся на территории Кемерова и его окрестностей. Созданная усилиями иностранных левых активистов, колония имела целью восстановление и модернизацию разрушенной угольной промышленности Кузнецкого бассейна на благо Советской страны.
С развитием АИК «Кузбасс» возникла необходимость обеспечить приезжающих колонистов новым жильем. Ван Логхем обладал большим опытом в сфере жилищного строительства. Его «Бетонная деревня» — экспериментальный проект квартальной застройки на окраине Амстердама, относящийся к началу 1920-х годов, — воплощает многие идеи по улучшению жилищных и бытовых условий, позднее использованные при сооружении домов для членов кемеровской коммуны.
За два года работы в Сибири ван Логхем внес огромный вклад в изменение градостроительного облика Кемерова и близлежащих территорий: он создал план архитектурного развития города, спроектировал и возвел немало жилых зданий и общественных сооружений. Его жилищные проекты были революционными как по архитектурным решениям, так и по выбору строительных материалов. В нарушение местных традиций ван Логхем отказался от застройки отдельно стоящими деревянными домами в пользу типовых сблокированных домов из кирпича, построенных стена к стене, которые сейчас бы назвали таунхаусами. Новое жилье было удобным, благоустроенным и оснащалось водопроводом и канализацией — редкость по тому времени.
Некоторые из сооружений ван Логхема дошли до наших дней. Однако грандиозным планам архитектора по созданию в Кемерове «города-сада» так и не суждено было осуществиться. После ликвидации АИК «Кузбасс» (январь 1927 года) в кемеровской истории открылась новая глава. В период сталинской индустриализации 1930-х Кемерово становится крупным промышленным центром; в свете этих достижений участие иностранцев в промышленном развитии края начинает замалчиваться, превращаясь в запретную тему.
Возобновление интереса к судьбе Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» происходит лишь в конце 1980-х, уже в эпоху перестройки. В 1991 году в районе Красной Горки, где сосредоточивалась основная градостроительная деятельность ван Логхема, был заложен музей-заповедник. К этому времени центр Кемерова уже сместился на противоположный берег реки Томи, а район, где находилось большинство зданий ван Логхема, пришел в упадок; многие из сооружений нидерландского архитектора по сей день находятся в плачевном состоянии.
В 2017 году, в столетнюю годовщину Октябрьской революции, Международный институт социальной истории в Амстердаме и кемеровский Музей-заповедник «Красная Горка» выпустили документальную кинокартину «Строители будущего», посвященную деятельности ван Логхема в Кемерове. В основу фильма легли подлинные письма жены ван Логхема, Берты Ноймайер, которая сопровождала архитектора в его поездке. Эти письма, адресованные родителям Берты и хранящиеся ныне в фондах Международного института социальной истории, содержат интереснейшие сведения о жизни в АИК «Кузбасс» и о работе ван Логхема, а также дают яркую картину советского общества 1920-х годов. Сама Берта Ноймайер, до того никогда не бывавшая в СССР, не имела коммунистических убеждений. Письма ее свидетельствуют о большой наблюдательности и словесном даре:
«Солнечным зимним днем наш поезд прибыл в Кемерово. <…> Широкая, замерзшая река с высокими холмистыми берегами привлекала к себе особенное внимание, а с высокого берега можно было видеть далеко-далеко, и сухой ясный воздух делал эту картину четче, чем мы смогли бы увидеть в нашем туманном морском климате. А на льду нам были видны крошечные фигурки людей, переправлявшихся через реку друг за другом на казавшихся игрушечными санях. Вглядываясь вдаль, напрягая глаза, замечаешь, как широко раскинулась пустынная степь под ярким голубым куполом сибирского неба, и понимаешь, какую огромную роль играет здесь природа».
Выдержки из писем Берты и лекций ван Логхема формируют текстовую канву «Строителей будущего»; в фильме использованы кинохроники и фотографии того времени, сохранившиеся в российских и нидерландских архивных фондах и частных коллекциях. Еще одним важным источником визуальной информации стали семейные альбомы нидерландских поселенцев, трудившихся в кемеровской коммуне в 1920-х годах. Эти ценные исторические документы были обнаружены сотрудниками Международного института социальной истории, которым удалось отыскать потомков голландских колонистов.
В 1927 году АИК «Кузбасс» прекращает свое существование. Большинство иностранных рабочих и инженеров вернулись из Кемерова к себе на родину, расставшись с иллюзиями по поводу уникального социального эксперимента, которому они отдали столько сил и энергии. Как правило, колонисты не являлись ярыми приверженцы коммунистической идеологии, а скорее были социально ангажированными специалистамиы разных левых взглядов, которые не смогли принять изменений, наметившихся в советском обществе с приходом к власти Сталина. Те из бывших колонистов, кто предпочел остаться в СССР, впоследствии участвовали и в советских стройках 1930-х годов. Среди них был и нидерландский инженер Дирк Схермерхорн, ставший одним из руководителей строительства московского метрополитена, заместителем Лазаря Кагановича. В 1936 году, в период Большого террора, Схермерхорна арестовали и 26 ноября 1937 года расстреляли за шпионаж и вредительство. Эта трагическая участь постигла и многих других иностранных поселенцев, которые остались в СССР после прекращения деятельности АИК «Кузбасс».