Выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» посвящена одному из интереснейших явлений в искусстве Западной Европы. В центре внимания — показ произведений Франса Снейдерса, его современников, учеников и последователей. Все работы происходят из отечественных собраний, которые обладают исключительными по полноте коллекциями картин мастеров натюрморта и анималистики, способных продемонстрировать на лучших образцах специфику этого вида живописи, переживавшего в XVII столетии пору наивысшего расцвета, свой золотой век.
Развитию и подъему искусства, прежде всего живописи, благоприятствовали во Фландрии, а точнее, в Южных Нидерландах, сложившиеся к началу XVII века исторические условия. В 1598 году испанский король Филипп II полностью уступил власть над этим регионом своей дочери инфанте Изабелле и ее мужу эрцгерцогу Альбрехту Австрийскому. Они направляли усилия на восстановление страны, разоренной десятилетиями религиозных войн. Важнейшим событием в жизни Нидерландов стало заключение в апреле 1609 года Двенадцатилетнего перемирия между Испанией и Республикой Соединенных провинций (Голландией). С этого момента для Фландрии наступила пора мира и процветания.
В Антверпене, экономическом и культурном центре страны, существенное значение имела направленность местной индустрии на производство предметов роскоши, пользовавшихся немалым спросом. К их числу принадлежали и произведения живописи.
На рубеже XVI–XVII веков небольшие, тщательно выписанные картины, исполненные на деревянных панелях или медных пластинах, пользовались огромным спросом среди многочисленных в то время в Антверпене любителей и собирателей живописи, для украшения «кабинетов» (частных коллекций) которых они предназначались.
Снейдерс — создатель и ведущий мастер крупноформатного натюрморта и анималистической картины. Такие композиции нередко являлись плодом совместного творчества двух или более художников разных специальностей: живописцев фигур, мастеров натюрморта, пейзажистов, анималистов. В эпоху Рубенса, когда свои усилия объединяли лучшие живописцы, достигшие вершин в избранных ими жанрах, рождались настоящие шедевры живописного мастерства.
Выставка, как и большой стиль барокко, объединяет в себе самые различные проявления европейского искусства XVII столетия, в том числе и широкое разнообразие предметов декоративно-прикладного искусства: художественное стекло и серебро, резная кость и кружево, шпалеры и мебель. В этом ряду особая роль принадлежит мастерам искусства Востока, чьи произведения в эпоху Великих географических открытий широким потоком поступали на европейский рынок, поражая современников необычностью и совершенством своих форм.
Важным компонентом выставки является ее оформление и идеи, в него вложенные. Авторами выступили театральные художники Эмиль Капелюш и Юрий Сучков. Обдумывая сложное и переломное время, когда европейская культура открывала для себя новые горизонты, они создали для зрителя интеллектуальную загадку, путешествие, где заключено множество тайн и полунамеков, скрытых смыслов. Оно начинается с благородного золота полуциркульных стен, выстроенных в Аванзале, сада-лабиринта, приглашающего, наподобие партерных парков европейских пригородных резиденций, познать ту самую роскошь и искусство жить (ars vivendi), которое противостоит, с одной стороны, средневековой аскезе, а с другой — суровой протестантской этике Северных Нидерландов.
Вступая в Николаевский зал, зритель попадает в камеру редкостей, кабинет коллекционера. Кто он? Николас Рококс, знаток искусства, бургомистр Антверпена и сосед Снейдерса, или сам Питер Пауль Рубенс — великий реформатор фламандского искусства? Этот интерьер, наполненный восточными диковинами, изысканной мебелью и прекрасной декоративной живописью, — дань уважения тем, кто стал двигателем Нового времени: интеллектуалам, соединяющим естественно-научные интересы с тонким вкусом к прекрасному.
Основное пространство Николаевского зала становится местом для масштабного сценического действа. Убегающие вдаль ряды кулисных машин и серебристо-перламутровых стен создают перспективу, завершающуюся занавесом, архитектурной фантазией по мотивам рисунка Ханса Вредемана де Вриса. Увлеченная игра смыслами и образами разворачивает перед зрителем пространство барочного театра, сценой для которого оказывается площадь города, заполненная теми, кто создал благосостояние современной Европы: зажиточными бюргерами, торговцами, ремесленниками, кухарками и простым людом. Высокий пафос искусства и религии соединен здесь с удивительной витальной силой жизни, в которой есть место всему: роскошным кубкам, спелым и сочным фруктам, охотничьим трофеям и даже декоративному слону, несущему на себе драгоценное изделие китайского фарфора.
Михаил Олегович Дединкин
кандидат искусствоведения, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века».
Фото: © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2024