Рассказывают, что великий любитель драгоценностей князь Александр Борисович Куракин едва не погиб во время пожара в Париже из-за своего обильно расшитого золотом мундира. Золота было так много и оно так раскалилось, что спасатели не могли
до него дотронуться. В этой истории воплотились и европейский стереотип неумеренно роскошествующей русской знати, и реальное ее богатство, и желание его показать.
Сохранившиеся в музеях коллекции вещей, из которых состояли их сокровищницы, показывают, однако, как варварская любовь к обилию драгоценностей быстро превратилась в утонченный вкус, сделавший ювелирное убранство людей русского двора важной и во многом образцовой частью мировой истории искусства и моды.
Умение лучших мастеров совмещалось с воспитанным на лучших образцах вкусом заказчика. Женские и мужские украшения на протяжении веков были важным символом общественного положения, личных пристрастий и культурных традиций. Это сочеталось с верой в магические свойства драгоценных камней и металлов, которые служили талисманами, оберегавшими хозяев, переносившими эти свойства от одних обладателей к другим. Они и сегодня, в витринах, несут в себе мистику истории и ее человеческого измерения.
Драгоценные камни и металлы редки и дороги. Поэтому по мере изменения моды изделия из них переделывают, и только музеи с долгой традицией сохраняют образцы разных эпох, примеры скачков вкуса от пышности к строгости и обратно и вещи, вышедшие из употребления. Такие как популярные когда-то табакерки, бывшие частью одежды и придворного ритуала. На какое-то время их заменили портсигары, но и этот предмет роскоши вышел из моды под влиянием неожиданной общественной ненависти к курению.
В Эрмитаже есть особая Галерея драгоценностей, где и хранятся произведения ювелиров разных эпох российской истории. Они рассказывают о стилях и художественных влияниях и не меньше — о своих хозяевах, чьи поступки и манеры оставили важный след в истории страны и ее культуры. За прелестными вещицами стоят образы Петра Великого, Екатерины Великой и Николая II, князей Юсуповых, Шереметевых и многих, многих других, чьи портреты и драгоценности украшают выставку. А рядом с ними — имена великих ювелиров, от Иеремии Позье до Карла Фаберже и его многочисленных талантливых партнеров.
Сегодня почти все драгоценные камни имеют искусственные варианты. Они не уменьшают их качество и цену, тоже преломляют свет, обладают твердостью и хрупкостью, радуют глаз. Но ценность их уменьшается, как ослабла ценность горного хрусталя после изобретения хрусталя стеклянного. Однако растет ценность работы ювелиров, которая зависит не столько от точности техники, сколько от умения преобразить естественные вещи в новое явление, в красоту композиции и формы, придать блеску металла и преломленному свету.
Михаил Пиотровский