Недавно музейное сообщество остро ощутило, что музеи становятся досуговыми учреждениями, и это не встречает внутреннего сопротивления у многих «управленцев» как вне, так и внутри музейной сферы. Беспокойство за высокую миссию музея, хранителя кода нации и памяти человечества, побудило союз музеев России создать свое профессионально-философское видение сегодняшней ситуации на музейном пространстве страны. Его основные параметры были представлены на Петербургском форуме объединенных культур и еще вызовут немало споров своей тенденцией подчинить земное (страховки, например) высокому (понятию «Родина»).

Одна из главных посылок музейной Программы — наличие и культивирование в музейной экспозиции многих слоев смыслов. Новейшие события эрмитажной жизни позволяют выделить в них один — традиционный для России, родившей «Войну и мир» Льва Толстого, — о роли личности в истории. При этой «оптике» увлекательно-академическая выставка о дуэли («К барьеру!») содержит в себе философские рассуждения о принципе «божьего суда», решаемого борьбой сильных личностей. И мы видим, как сильные пары (Давид и Голиаф; Наполеон и Александр I) сменяет эстетическое неравенство (соперники Пушкина и Лермонтова), как подвиг превращается в ритуал и трагедию, а далее — в спектакль. Но человек настойчиво борется с принижением личности, и тому свидетель — выставка «Портрет», о том, как художник и заказчик осмеливаются брать на себя функции Творца, создавая двойников для души и тела.
Иногда «дуэль» предстает в титанических образах. Выставка о декабристах — память эрмитажных стен о противостоянии ДВОРЦА и ПЛОЩАДИ в последней попытке гвардейского переворота. Внутри — мистические детали. Полотно со сценой, где Николай Павлович передает сына под защиту Саперного батальона. Сын — император Александр Второй — будет умирать после покушения в мундире этого батальона. Этот мундир — в Эрмитаже, так же, как и мундир генерала Милорадовича со следами от пули и штыка и памятью о многих тайнах междуцарствия. Декабристы поражают потомков своим поведением на допросах, проходивших в стенах Эрмитажа. Удивительный документ — зарисовки мятежников рукой художника. Среди них (под вопросом) «меланхолический» Якушкин. В его воспоминаниях названы картины, которые он узнал в интерьерах — «Блудный сын» Сальватора Роза и «Папа Климент IX» Маратти. Замечательные детали, позволяющие понять психологическую атмосферу вокруг мятежа. Историческое событие и живые люди!
Личность Петра как гиганта истории вроде бы уже достаточно прославлена и нашим музеем тоже. Но музей не останавливается. Эрмитаж, словами и выставкой, стал инициатором создания неосуществленного Триумфального столпа памяти Северной войны. Он уже скоро станет реальностью, важным элементом нового Петербурга и нового прочтения исторической памяти.
Рядом с монументальным Эрмитаж напоминает и о том, как огромное может уместиться в малом. Изумительной красоты портативные кабинеты заменили кабинеты-комнаты, претендовавшие на то, чтобы содержать все знания о мире. Их малые модели, с своим тайными и открытыми ящичками и дверцами, собранием умных и редкостных диковинок, тоже становились поводом для размышлений о многообразии и сложности всего вокруг нас. И еще эти кабинеты — модель не только мира, но и музея, замечательные вещицы, разложенные (систематизированные) по полочкам.
Хрупкое как отзвук грандиозного — один из приемов музея. В память о Великой Победе Эрмитаж сделал выставку фарфора, где подлинный Орден Победы соседствует с его фарфоровой репликой, вокруг которой стоят фигуры советских полководцев. Роль личности в истории!
Историю творят люди, вместе и по отдельности. Музей хранит и оформляет память истории — общую и частную.
Михаил Пиотровский
директор Государственного Эрмитажа
академик РАН и РАХ
27.10.2025
