В декабре 2023 года в Эрмитаже открывается смелый выставочный проект «Роскошный натюрморт»[1], являющийся современным эстетическим высказыванием, с одной стороны, и глубоким размышлением о бренности жизни, временности и скоротечности человеческого бытия — с другой. В пространстве Белого зала в здании Главного штаба встретятся картина фламандского живописца XVII столетия Яна ван ден Хекке (1620–1684), предметы прикладного искусства эпохи барокко и современное искусство в прочтении художника Юрия Сучкова.
Европейская культура XVII столетия богата и противоречива. Это время непревзойденных мастеров, переломных исторических событий и кардинальных перемен в искусстве. Происходит становление системы жанров, а многие художники выбирают специализацию, в которой оттачивают свое мастерство. Особенно заметно это в истории голландской и фламандской живописи, где жизнь и творчество художников хорошо задокументированы благодаря деятельности гильдий. Одна из таких специализаций, целый поджанр, — «роскошный натюрморт», или pronkstilleven; именно к нему относится представленная картина.
Нидерландский глагол «pronken» означает «хвастаться», а натюрморты этого типа состоят из вещей редких, роскошных и необычайно дорогих, выставляемых их владельцами напоказ, для утверждения своего статуса и из желания вызвать зависть окружающих к их богатству и тонкому вкусу.
У Яна ван ден Хекке натюрморт из собрания Эрмитажа — одно из самых примечательных и выдающихся произведений. Он был написан уже в зрелые годы и демонстрирует пик мастерства художника. Более того, это одна из самых масштабных картин в творчестве живописца. О его жизни мы знаем не много. Он родился в 1620 году в Восточной Фландрии, учился мастерству в Антверпене, после чего предпринял поездку в Италию. Там он получает выгодные заказы, пользуется покровительством герцога Браччано [2] и проводит около 10 лет, совершенствуя свое мастерство. Уже современники Яна ван ден Хекке, в частности поэт и биограф Корнелис де Би [3], отмечают, что он пользовался благосклонностью аристократических заказчиков, выполняя цветочные натюрморты в манере одного из самых значительных мастеров этого жанра Даниеля Сегерса. Сегерс был учеником Яна Брейгеля Старшего и славился тончайшими по своему письму цветочными композициями.
В конце 1650-х годов Ян ван ден Хекке создает большое количество цветочных натюрмортов, две его гирлянды с образами Девы Марии хранятся в собрании Эрмитажа (илл. 3, 4).
Большинство же работ этого периода находится в Музее истории искусств в Вене, основой собрания которого стала коллекция еще одного патрона художника — наместника Южных Нидерландов эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского. В 1659 году Ян ван ден Хекке возвращается в Антверпен и продолжает работать как мастер натюрморта, расширяя свой жанровый арсенал и создавая не только цветочные композиции, но и охотничьи сцены с битой дичью и изображения роскошных накрытых столов. В них он также стилистически опирается на старших и более успешных коллег: Яна Давидса де Хема, Яна Фейта и др. Именно в этот период и был создан натюрморт, представленный в экспозиции. Последняя датированная живописная работа кисти Яна ван ден Хекке была написана в 1675 году, а в 1684-м мастер скоропостижно умирает.
Владислав Статкевич
лаборант Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа
Полный текст статьи читайте в журнале «Эрмитаж» #38.
[1] Ян ван ден Хекке. «Роскошный натюрморт». 9 декабря 2023 — 31 марта 2024. Главный штаб, Белый зал.
[2] Haskell F. Patrons and Painters: Art and Society in Baroque Italy. London, 1971. P. 97.
[3] Bie C. de. Het Gulden Cabinet van de edel vry Schilderconst (1661). Soest, 1971. P. 365.