Вейнанда Деро, нидерландский фотограф, в 2019 году осуществила свою идею съемки коллекции фарфора в запасниках Государственного Эрмитажа и в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня».
Коллекции западноевропейского фарфора Эрмитажа живут в грандиозных, великолепных пространствах музея. Высокие потолки, большие окна и тихая благодать наполняют эти комнаты. Красивые антикварные шкафы для хранения, которые надежно удерживают фарфор, добавляют дыхание живой истории и культуры.
Фотографируя фрагменты этих пространств, я чувствовала себя исследователем в стране скрытых сокровищ. Даже путь к этим хранилищам наполнен духом приключения. Он начинается с долгой прогулки по дворцу, мимо изысканных выставочных галерей. Дверь отпирается, открывается небольшая комната с изящной чугунной винтовой лестницей в крутом лестничном колодце.
После подъема, уровень за уровнем, лестница наконец приводит к анфиладе комнат с высокими потолками — здесь хранятся коллекции фарфора. В глубокой тишине, которая заполняет эти огромные комнаты, глаз начинает воспринимать кажущееся бесконечным пространство фарфоровых фигур, ваз и других предметов разных видов и форм.
Шкафы, заполненные ослепительным бисквитным фарфором и красочными, тонко детализированными глазурованными предметами, запираются с помощью гениальной технологии другой эпохи: маленькие лаковые печати, которые могут быть открыты только кольцом с печатью. Здесь и там можно наткнуться на стол или стул, кажущиеся такими же старыми и обладающими собственным характером, как и произведения искусства. Здесь объект может быть изучен или упакован для перемещения в выставочное пространство. Плетеные корзины используются для бережного перемещения небольших фарфоровых чаш и фигурок вверх и вниз по фантастическим лестницам.
Мое перемещение с камерой через эти вневременные среды было погружением в визуальное удовольствие сказочных сопоставлений, удивительных союзов, порядка и откровения. Я ничего не трогаю, не регулирую и не меняю освещение, когда работаю. Моя камера ловит всё, что находится там, в этот момент, в этом свете. Я надеюсь, на фотографиях зрители смогут ощутить вневременную силу запечатленных феноменальных пространств и сокровища человеческого воображения, скрытые внутри них.
Вейнанда Деро
Вейнанда Деро родилась в Нидерландах, с 1989 года живет и работает в Нью-Йорке. Ее фотографии хранятся в коллекциях по всему миру, в том числе в Музее современного искусства (Нью-Йорк), Бруклинском музее, амстердамском Рейксмюсеуме и Музее еврейской диаспоры в Тель-Авиве; ее произведения также представлены в Галерее Роберта Манна в Нью-Йорке. «Я верю, самые глубокие визуальные загадки и приключения содержатся в том, что есть, — объясняет Деро. — Я фотографирую созданные человеком пространства именно такими, какими я их вижу, — без специального освещения, ничего не переставляя и не настраивая. Я стараюсь уловить суть каждого пространства, оставив все детали нетронутыми, а исторические слои — видимыми».