26 октября 2016 года в Синей спальне Зимнего дворца открылась выставка «Часовое искусство. Часы XVI–XVII вв. в собрании Эрмитажа», где представлены уникальные первые памятники часового искусства, созданные европейскими мастерами. В составе экспозиции — около 100 предметов: настольные, настенные, карманные механические часы, а также их предшественники — солнечные, лунные и звездные приборы для измерения времени.
Создание часов — область прикладного искусства, которая соединила в себе несколько видов деятельности: изготовление механизма — «сердца» часов и соответствующего футляра-корпуса. В ранний период часы особенно высоко ценились, они выполнялись из редких, дорогих материалов и предназначались прежде всего для первых лиц государства, влиятельных персон и знати. В России часы начали использовать с XVI столетия, а вышедшие из употребления экземпляры позднее стали объектом коллекционирования. На выставке можно увидеть разнообразные по форме, техническим и художественным решениям изделия, приобретенные Петром I, Елизаветой Петровной, Екатериной II, а также представителями петербургского дворянства.
Появлению первых механических часов предшествовали иные приборы измерения времени: водяные, песочные, солнечные, звездные часы. В составе экспозиции: старейшие в России солнечные часы работы аугсбургского мастера Клибера (1556); сложнейший астрономический прибор, созданный в 1584 году другими аугсбургскими мастерами: Георгом Роллем и Иоганном Рейнгольдом, — астрономические часы со звездным и земным глобусами. Особое место занимают универсальные экваториальные солнечные часы, выполненные мастерами «Токарни» Петра I.
Первые механические портативные часы были настольными, в Эрмитаже они представлены в основном работами мастеров из Германии середины и второй половины XVI века. Самые ранние экземпляры датируются первой третью XVI столетия. До нашего времени дошло всего несколько имен первых мастеров часового искусства. Их редкие произведения показаны на выставке: часы работы Ганса Грюбера (с аллегорическими гравированными сценами) и Ганса Лукаса Торна (со сценой распятия). Французская школа представлена уникальным образцом эпохи Возрождения — цилиндрическими часами, выполненными Матьё Башле.
Архитектурные формы корпусов ранних часов соответствовали господствующему художественному стилю, а элементы декора изменялись и варьировались. Для усиления декоративного эффекта корпус украшался колонками по углам и базой в основании. В верхней части часов располагался колокол боя, увенчанный чеканными фигурами, вазонами, балясинами. В центре обычно был циферблат, иногда два или три. Основную поверхность изделий этого времени покрывали разнообразные гравированные и чеканные композиции, восходящие к гравюрам того периода. Мастера повторяли сюжетную композицию почти полностью, иногда использовали отдельные фигуры или фрагменты орнаментов. Наиболее распространенными были изображения аллегорических фигур Астрологии, Времени, Истины, Милосердия. В декор часов включались гравированные надписи, например такие как: Fugitirreharabiletempus («Бежит невозвратное время»), Tempusfugit («Время бежит»), Fugitaetasutumbra («Жизнь пробегает как тень») и др. Размышления о не зависящих от человека изменениях природы, о постоянном движении Солнца и планет, прогресс науки в изучении окружающего мира нашли отражение в форме часов, выполненных в виде глобуса со знаками зодиакальных созвездий или шара с циферблатом по линии экватора.
Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала (№24).
Октябрь 2016 — январь 2018
Главный музейный комплекс, Синяя спальня