Эрмитаж, традиционно, — учреждение, институция, организм, экологическая система, которая тесно связана с блокадой. Блокада для нас — очень важная часть нашей истории, она все время вплетена во всё, в ткань Эрмитажа и эрмитажного рассказа.
Михаил Пиотровский*

Фото: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2025
Наше прошлое все время живет с нами очень остро, а не просто как воспоминание о давних подвигах и давних трагедиях.
Мы делаем новые экспозиции в нашем бомбоубежище. Они уже созданы виртуально, их можно видеть в Интернете. Сюжет — рисунки, которые создавали художники в подвалах Эрмитажа во время блокады. Даже в блокаду, в самых трудных ситуациях, люди делали то, что должны.
Повсюду в Эрмитаже у нас стоят знаки, напоминающие, иногда письменно, а иногда устно, о том, что здесь происходило в блокаду. У нас рисунки того, что было, у нас рисунки, посвященные этому замечательному месту, охранявшему людей, — бомбоубежищу, которое превратилось в силу сопротивления и смерти одновременно. Мы вспоминаем места, куда прорывались последние снаряды, мы показываем блестящее современное искусство, помнящее о блокаде, оперирующее великой метафорой пустых рам, которая навсегда теперь стала методом художественного восприятия и рассказа для Эрмитажа.
Бомбоубежище — это место, где стены рассказывают о великом моральном подвиге, то место, в котором живет эта память и где мы пытаемся к этой памяти приспособиться, найти способы ее сохранять. Память — она навечно, а способы ее сохранения меняются.
Однажды у нас уже был блестящий пример, когда мы здесь разместили инсталляцию, посвященную убежищу, с помощью театральных приемов, вещей, привезенных с Ленфильма. Это было очень сильно для своего времени. Потом, в соответствии со временем, мы создали виртуальную инсталляцию, она есть на сайте музея — это тоже наше достижение.

Фото: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2025
Сейчас у нас следующий этап. Сегодня виртуальное, мультимедийное потихонечку отмирает, мы теперь совмещаем виртуальное и реальную экспозицию культовых вещей. Это одновременно и сохранение памяти, и новый эксперимент. Это вечная музейная проблема: подлинные вещи — и воссоздание, копии… Это всё очень сложные процессы, в которых Эрмитаж всегда передовик, пионер.
Новая экспозиция позволит проникнуться и ощущением блокадного подвала, и пафосом победы через сражение, пафосом возрождения через страдание — основой христианства, которую выражает вся история Эрмитажа во время блокады.
- Подробно о проекте экспозиции — в выпуске журнала «Эрмитаж» № 39 («Память. Художественная концепция мемориально-исторического проекта “Эрмитаж в годы войны: 1941–1945)”».
- * Из выступления на представлении в Государственном Эрмитаже проекта Мемориально-исторического проекта «Эрмитаж в годы войны: 1941–1945». В январе 2025 года в подвалах, где планируется разместить экспозицию, завершен ремонт. И именно здесь, по уже сложившейся в Эрмитаже традиции, прошла памятная церемония, приуроченная ко Дню снятия блокады.