Мир переворачивается. Музеи стараются сохранить равновесие и помочь в этом людям. Они видят в развитии смену циклов. Эпоха открытия миру началась для Эрмитажа с активных выставочных проектов, где особое место заняли экспонаты из коллекций Щукина и Морозова и их драматическая история. Тогда же возникли проблемы юридической защиты и безопасности и были выработаны системы гарантий, которые помогли блестяще завершить этот цикл серией выставок в Париже, Москве и Петербурге. Инсталляции памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, созданные Эрмитажем, ГМИИ и Третьяковской галереей, показали, какие разные формы могут эти коллекции принимать, сколько разных историй рассказывать.
На следующем витке нам предстоит найти новые ходы для постоянных экспозиций наших музеев, в частности — в Главном штабе, где формируется новое по духу музейное пространство, которое не до конца освоили и зрители, и сам Эрмитаж. Именно там музей расширяет и, главное, разнообразит свою аудиторию, активно вовлекаемую в мыслительную работу. Проект «Молодость» родил замечательную книгу «Сад», где в творчестве начинающих и зрелых авторов сочетается любование эстетикой академической науки (определение растений на картинах) с наслаждением философского осмысления натюрмортов и пейзажей. В духе наступающей современности — из книги родился и настоящий сад роз в Эрмитаже (на территории Реставрационно-хранительского центра «Старая деревня»).
Радостный шок от выставки Сергея Щукина в Манеже Малого Эрмитажа повторяется грандиозной «Египтоманией». Выставка по-эрмитажному роскошна и академична. Она отмечает 200-летие расшифровки египетских иероглифов и 100-летие открытия гробницы Тутанхамона. Она рассказывает о том, как Европа влюбилась в Древний Египет, как его искусство и традиции стали важной частью европейской культуры: от стиля ампир до зданий эпохи модерна в Петербурге. Вся она — торжественный гимн диалогу культур. Ее символ — сабля Наполеона, где восточный клинок обрамлен ампирным европейским декором.
Замечательным примером апроприации музейной египтологии является повесть А. П. Иванова «Стереоскоп» о мистическом путешествии по Новому Эрмитажу и его Египетскому залу. Это очень петербургский и эрмитажный текст, который музей недавно переиздал и который дополняет таинственностью парадную экспозицию в Николаевском зале. Интересно любоваться в нашем журнале и тем, например, как Тарковский «апроприирует» Брейгеля в «Андрее Рублёве».
Однако традиционная, на первый взгляд, выставка неожиданно приобретает новую актуальность. В сегодняшнем мире культуры, полном взаимных обвинений, обид и покаяний, популярна активная борьба с культурной апроприацией — присвоением элементов чужой культуры, когда заимствование считается эксплуатацией и угнетением того, у кого заимствуют. Эти настроения очень модны сегодня и являются одним из двигателей общей тенденции «отмены» музеев и реституции музейных коллекций. В этом свете «Египтомания» — не только праздник разума и красоты, но и демонстрация опыта искажения чужого наследия для целей собственного возвеличивания. Кстати говоря, таитянская лирика Гогена и африканская брутальность Пикассо с «щукинской» выставки попадают в ту же категорию «колониалистского». И это не шутки: повсюду идут судебные иски и публичные протесты. Эрмитаж вступает в серьезную дискуссию с острыми политическими аспектами. Диалог культур нельзя подменять войнами памяти.
В нашем мире разрывающихся связей новую роль приобретают публикации о музее и его жизни: в нашем двуязычном журнале, его телеграм-канале и в социальных сетях Эрмитажа. Расширение аудитории сталкивает с широким спектром впечатлений, реакций, ожиданий и требований. Сложность музейных подходов и любование разнообразием и различием мнений иногда трудно воспринимаются людьми, привыкшими к простым истинам и делению на черное/белое. Наряду с удовольствием от новых знаний и подходов появляются агрессия и нравоучительство. Это тоже часть культуры и ее разнообразия и часть нового музейного диалога.
Его особая форма — Дни Эрмитажа, которых мы провели много в нынешнем году:
Выборг, Иркутск, Оренбург, Калуга, Омск, Владивосток, Находка, Владикавказ, Грозный, Нальчик, Екатеринбург, Калининград… На несколько дней гостеприимные города погружаются в море эрмитажных событий: выставки, мастер-классы реставраторов, инженеров, юристов и финансистов, лектории и виртуальные кинотеатры, дискуссии и встречи с прессой, дарение книг. Мы стараемся рассказать об Эрмитаже как о едином организме, самостоятельном историко-культурном явлении. По существу, каждая наша выставка — это еще и рассказ об Эрмитаже, о взгляде универсального музея на культуры и историю России, Европы и Востока.Энциклопедичность — наша возможность и наш вклад в мировое равновесие.
Михаил Пиотровский,
генеральный директор Государственного Эрмитажа
30.10.2022