«Le bonheur de vivre» («Радость жить») — так называется знаменитая картина Матисса, сконцентрировавшая в себе сверхзадачу его творчества — дать людям образ рая, то ли потерянного, то ли обретенного. «Искусство жить» — название проекта эрмитажной программы «Молодость», продолжающего успешных «Бабочки» и «Сады» Эрмитажа. Новая инициатива посвящена земной радости жизни, почти плотскому удовольствию от лицезрения плодов природы и даров земной жизни, представленных особо ярко искусством Фландрии, где радость осязания вещи, ее ощущение — сильнее мистических мечтаний. Или это только кажется?
Очередным предметом исследования молодых и зрелых участников проекта являются «Лавки» Снейдерса — гордость Эрмитажа и Фландрии. Огромные натюрморты, где сам жанр предполагает многослойный пирог смыслов и символов. Важнейшая часть этих смыслов, особенно в соседней Голландии, философична напоминанием о бренности мира: Memento mori, Vanitas. На юге, в Италии, цветы и плоды в «Лютнисте» Караваджо или «Флоре» Мельци напоминают о том же — о близком исчезновении изображенной художником красоты (на основе этих двух эрмитажных картин знаменитый парфюмер Лаура Тонатто создала духи, в которых тонкость ароматов
сочетается с намеком на начавшееся тление).
«Лавки» Снейдерса не могут быть «рассказаны» духáми. Их плоды, овощи и дичь
не тронуты тлением; они полны свежести, запах их неэлегантен. На выставке Яна
Фабра в зале Снейдерса чучела животных напоминали о том, что и классическое
фламандское искусство — «торжество» убийства. Это воспринималось с пониманием, но без убеждения. Снейдерс все-таки о другом. В его картинах много символов, тайных намеков и аллюзий на известные пословицы, в них немало поучительных и фривольных метафор, но главное — жизнь, шум и запахи огромного рынка, антверпенского или какого-то другого.
Эта живость и дух жизни находят во фламандской особой «радости жизни» разнообразное воплощение. Гирлянды плодов и цветов совершенно подчиняют себе нарративные сюжеты центральной части — знаменитых серебряных блюд. Предметы «выскакивают» за рамы картин: как в инсталляции современного художника Шишкина-Хокусая, так и в драгоценных бонбоньерках эпохи барокко.
Главное же средство «оживления» картин представлено нашим проектом «Искусство жить». Как и до этого в «Бабочках» и «Садах», специалисты и любители снабдили изображения полным и научно-терминологическим описанием изображенных в лавках плодов, овощей, рыб и зверей. Этот список с русскими и латинскими названиями производит особое эстетическое впечатление. Его мистический аналог — называние вещей Адамом или узнавание им из названий, что делает их реально существующими. Этакое концептуалистское добавление к картинке, сродни списку кораблей у Гомера или современному концептуальному искусству.
Слово вместе с изображением учит нас тому, как есть голландскую селедку и — как однодневный рынок превращается в вечный образ.
Слово, глаз и смысл оживляют мертвую натуру, делая ее вечной. Проект «эрмитажный концептуализм» продолжается.
Михаил Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа