Два известных тезиса эрмитажной стратегии сегодня заслуживают того, чтобы о них напомнить. Эрмитаж изменяется, чтобы оставаться таким, какой он есть, сохранить свои старинные традиции. Эрмитаж — это энциклопедия мировой культуры, написанная на русском языке. Русский язык, как известно, постоянно меняется. Его последние изменения вызывают беспокойство, и Эрмитаж может и должен сохранять в своих стенах классический русский язык культуры. Иногда — демонстративно.
Характерная черта эрмитажной традиции — широкая открытость и взаимодействие с окружающим художественным миром. В наши дни это непросто, но получается. Темы и партнеры эрмитажных выставок-манифестаций по-прежнему многообразны. Совместные выставки с ГМИИ и Историческим музеем, французское искусство в «Эрмитаже-Сибирь» и «Екатерина Первая» в «Эрмитаже-Урал», модель Первого Храма из Израиля, полемическая выставка африканской скульптуры, «пророческая» инсталляция Белкина о венецианских наводнениях, новые сенсационные приобретения — «Остров мертвых» и итальянская коллекция Шушковых — и, наконец, многочисленные Дни Эрмитажа, которые венчают Дни Эрмитажа в Сербии, успех которых подтвердил правильность формата, основанного на расширенном понимании бренда «Эрмитаж».
Традиционные темы обновляют свой язык, делая его более многозначным. Выставка о «Салонах» Дени Дидро оказывается параллельным рассказом о французском и русском Просвещении и еще — о расцвете русского коллекционирования. Трогательная выставка о детях последнего императора — энциклопедией бытовой эстетики Серебряного века. «Цари и рыцари» — это и шедевры Средневековья, и рыцарский дух Николая Первого, и романтический дипломат-коллекционер Базилевский. Фигура Николая Первого стоит и за выставкой «Русский стиль», ставшей и продолжением, и противопоставлением екатерининского Просвещения.
Особым событием отмечен новый поворот в освоении Эрмитажем поля современного искусства. Отталкиваясь от наследия ставших «родными» для нас Кабаковых, хранители и дизайнеры создали тотальную инсталляцию вокруг недавно возрожденной реставраторами грандиозной картины ван ден Хекке, которая сама по себе — и инсталляция, и энциклопедия фламандского натюрморта. Получается художественная манифестация, созданная самим музеем. Так постепенно вырабатывается новый «музейный русский стиль». Проблемы мы превращаем в новые возможности.
Михаил Пиотровский
Генеральный директор Государственного Эрмитажа
04.11.2023