Сегодня все события культурной жизни приобретают символическое значение в силу обстоятельств, нас окружающих. Очень популярная своим углублением в технику и эстетику гравюры выставка Дюрера прозвучала — его Апокалипсис с созвучными повседневности всадниками Чума, Война, Голод… Предвещаемые далее победа над дьяволом и открытие ворот Небесного Иерусалима звучат уже в другом комплексе музейных событий — празднике памяти Петра Великого, оптимистической истории о создании Российской империи и петербургского «парадиза». Образ Петра, надо сказать, все время самим музеем усложняется вниманием к непростому сочетанию в царе скромного работника с надменным щеголем. В сени этих высоких символов живет потребность в доброте и человечности, которой отвечает неожиданная тема о собаках в искусстве и музейной жизни, своеобразно поворачивающая модную и нужную на самом деле тему инклюзии.
Этот номер журнала пестрит заметками о многочисленных выставках. Как только хватка ковида несколько ослабла, Эрмитаж выплеснул в мир и в свои залы букет прекрасных и разнообразных выставок, которые стали продолжением давно идущего культурного наступления России, демонстрации культуры как нашего важного конкурентного преимущества в начавшемся в мире споре о том, кто лучше, кто благороднее, кто красивее, наконец. Российские коллекции, искусство, искусствознание и история снова громко зазвучали на разных берегах.
Однако изменение геополитической обстановки остановило этот процесс в его заграничном варианте — будущие проекты заморожены. Существовавшие же выставки завершились по плану и, хотя и не без проблем с транспортировкой, вернулись в музей. Проблемы, надо сказать, усилили их глобальное звучание, а также показали, что созданная нашими стараниями система государственных гарантий и иммунитетов работает. И еще — они высветили реальное отношение отдельных людей и групп к Эрмитажу, России и ее музеям. Результаты порой оказались неожиданными.
Основными были и остаются большие выставки в самом Эрмитаже и его центрах-спутниках. Темы всегда немножко «снобистские», но отражающие широту и глубину наших коллекций и нашей науки. От Библии Гутенберга до супрематического фарфора, от царских парадных выездов до модной фотографии, от маньериста Бронзино до интерьеров европейских замков и иранского искусства. От Милана до Владивостока, от Казани до Омска, от Лондона до Екатеринбурга, от Выборга до Амстердама и далее везде… Некоторые из традиционных мест выпадут; им на смену придут другие.
Эрмитаж, как всегда, дает поводы и для мимолетных удовольствий, и для серьезных размышлений, которые наш журнал переводит в печатную форму.
Михаил Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа