Историю сфальсифицировать невозможно, но можно подделать документ. Одной из таких знаменитых подделок является «Завещание Петра Великого», якобы содержавшее план коварного завоевания мира. Это была типичная фальшивка, ставшая знаменитой и живая до сих пор.
Однако Петр и на самом деле оставил, не написав его буквами, духовное завещание, определившее жизнь России на много лет: создание единого пространства с Европой и ее культурным наследием, с ее просвещенными и рационалистическими подходами, то есть — с Европой эпохи Просвещения. Такая Европа еще существует, а сохранение петровских традиций в общении с ней является сегодня в России и вне ее предметом как дискуссии, так и серьезной борьбы. Это завещание оказалось не менее действенным, чем поддельное. Россия создала с Европой единое культурное пространство, и на протяжении столетий важным элементом этого процесса была столь любимая нашим царем Голландия. Он оставил потомкам как бы рецепт взаимодействия. А главное — взаимной симпатии, запечатленной в наших национальных ДНК. Это особо верно для отношений между Петербургом иАмстердамом, городами, один из которых навсегда оставил свой образ в сознании и подсознании великого реформатора, а другой — воплотил в себе его внутренние, порой причудливые, мечты.
Воплощением этого, заданного судьбой и волей императора, взаимодействия стал центр «Эрмитаж Амстердам» — удивительный образец взаимного притяжения и совместной работы, и более того — умения создать единство пространства и духа. Он на самом деле стал любовью с первого взгляда, любовью взаимной, поддержанной механизмом взаимодействия, похожим на то, что делал Петр. Голландская рациональность и российская порывистость всегда давали в соединении прекрасные результаты. Наши коллеги рассказывают, как поначалу было составлено много правил и инструкций; они работают, но каждая выставка и каждый проект являются уникальным произведением, имеющим рамки, однако в эти рамки никогда не укладывающимся.
Менталитет каждой из двух стран имеет свои ограничения и свои свободы; их сочетание увеличивает ограничения, но увеличивает и свободы. В Петербурге и в Амстердаме — разные аудитории, и у каждой есть свои интересы и симпатии. Делая выставки в Амстердаме и в Петербурге, мы рассказываем не только о мировой культуре и идеологии Эрмитажа, но и о менталитетах двух народов. В результате получается удивительный диалог культур, создающий прекрасную музейную симфонию. Мы показываем то, что должны и хотим, но рассказываем об этом по-разному.
Блестящим примером является выставка, посвященная русской революции, где был использован отличный от эрмитажных традиций голландский дизайн. Выставки же Эрмитажа в Амстердаме всегда несут на себе отпечаток эрмитажного стиля. Два типа эстетического подхода, два типа анализа и восприятия соединяются вместе и рождают нечто новое, европейское в широком смысле. Так делал Петр, когда он собирал гербарии и научные рецепты, углублялся в дебри медицины и анатомии, создавал Кунсткамеру, призывал голландских мастеров и говорил с близкими друзьями на своем голландском.
Голландский и русский языки звучат на наших церемониях открытия, голландская и русская публика внимательно следит за нашими действиями и, таким образом, за развитием европейского проекта, который мы представляем.
Вместе нам удалось создать и особый механизм взаимодействия, процедуру и логистику обсуждения, формирования и организации выставок, правила представления и общения с журналистами. Родилась важная сегодня юридическая схема, исключающая применение ярлыка «иностранного агента» к любой из сторон. Мы постоянно расширяем собственный кругозор и кругозор наших зрителей. Аутсайдер Арт Музей в центре «Эрмитаж Амстердам» стимулировал новую программу для особых людей в Эрмитаже, где давно сложился свой стиль работы с ними. Мы начали новую совместную программу по активному вовлечению молодежи в музейную атмосферу (проект «Музей 15/24») и очень надеемся, что она станет еще одним элементом схемы европейского культурного взаимодействия, которую «Эрмитаж Амстердам», его основатели и его сегодняшние сотрудники выработали и которая уже доказала свою эффективность в сохранении атмосферы взаимопонимания даже в условиях обострения всех конфликтов и фобий. Мы надеемся, что наш пример будет и дальше освещать путь для новых и новых музейных инициатив. Уникальное явление, рожденное памятью о Петре, может стать универсальным образцом.
Михаил Борисович Пиотровский
Генеральный директор Государственного Эрмитажа